Пасха, суббота и воскресенье.
«месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года» (Исх.12:2).
Начнем разбирать с первостепенных вопросов, которые нам дадут ясность в дальнейших исследованиях.
Господь дает пояснение Моисею, чтобы тот запомнил этот день, от этого дня берет свое начало первый месяц. Месяц Авив, который означает – первый, главный месяц. Народ Израиля должен был на 10-й день месяца выбрать агнца, однолетнего и хранить его у себя до 14 дня, а потом все собрание должно его принести в жертву между вечерами. Делая пояснение термину «вечер», в Синодальном переводе, неверно перевели этот термин, на иврите и греческом тексте читается «между вечерами, мн.ч.».
У Израиля не было такого понятия давать дням и месяцам названия, было принято дни и месяца считать порядковыми, например – первый, второй, третий и т.д. Из этого следует, что седьмой и четырнадцатый дни, как и двадцать первый и двадцать восьмой дни, будут считаться субботами, днями покоя. Это очень важно знать.
Господь также дает повеление, чтобы 14 день Авива был днем памятным и сей день считать праздником (Исх.12:14-15). Далее поясняет, что за 14 – тым, днем Авива, следует семь дней опресочных, в которые не должно быть ничего квасного. Господь говорит, что с самого первого дня необходимо убрать все квасное. Словосочетание «с первого дня» необходимо понимать как с первого дня недели, которая начинается с окончанием 14 Авива, субботнего дня. Это означает, что с 15 Авива по 21 Авива семь дней опресочные и поясняет, что первый день и седьмой день священное собрание (Исх.1216). Подтверждает это установление и (Лев.23:5 и Чис.28:16).
Итак, что мы имеем.
Народ должен был ягненка заколоть между двумя вечерами, то есть в промежутке между 13 Авива и 14 Авива, приготовить и с наступлением 14 Авива всю ночь вкушать ягненка – это Пасха Господа.
Далее, порядковые числа, которые начинаются с первого дня Авива, означают начало недели, седьмой день был день покоя, и также 14 – ый день был день покоя. Израиль пока что ничего не знал о покое, ибо только по нисшествию из Египта, в пустыне Господь дал закон о субботе.
Теперь мы обратимся к новому завету, к четырем Евангелиям.
Наш Господь пришел в Иерусалим 10 дня Авива (Нисана), народ не зная истины написанного в Танахе об истинном Мессии, сам того не ведая выбрал себе Агнца Божия для заклания в лице нашего Господа Йегошуа, решив в совете со старейшинами предать Его смерти.
Перед наступлением Пасхи 12 дня Авива (это четверг), Господь наш Йегошуа дал повеление приготовить Пасхальный Седер (ужин), наступал вечер (по нашему исчислению это все еще четверг), у Иудеев это начало иного дня 13 Авива (Быт.1:5). 13 Авива назывался у Иудеев, днем приготовления - параскэуэ. Этот термин, имеет особое значение для иудеев, ибо он предшествовал Пасхе, как день приготовления к Ней.
Мы должны знать, что в Синодальном переводе термин – приготовление, заменили пятницей Иудейской.
Термин «пятница», в сегодняшнем его смысле, вводит многих в путаницу, так как думают, что это именно та пятница, которая действительно следует за субботой, по нашему исчислению. Мы должны знать, что в дни жизни нашего Господа, у Иудеев было два календаря, Вавилонский по которому они жили и свой лунный.
Итак, день приготовления у Иудеев был важным днем перед Пасхой, ибо надлежало 13 Авива, все успеть приготовить, само заклание агнца должно было свершиться, между вечерами, это время между уходящим днем 13 Авива и еще не наступившим днем 14 Авива (по нашему исчислению это пятница).
Господь со своими учениками в горнице свершают пасхальную трапезу в ночь 13 Авива, этот день приготовления. Далее в Гефсиманском саду Господа берут воины и отводят к первосвященникам.
Мы должны знать, что Иерусалим наполнен людьми со всего Израиля и других стран, откуда пришли иудеи, идут приготовления к Пасхе, и никто не спал в эту ночь. Потом Йегошуа отводят к Пилату, священство не заходит Преторию к Понтию Пилату, чтобы не осквернится, чтобы можно было есть Пасху.
«Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься» (Иоан.11:55).
Далее, Господа распяли, и Господь умер на кресте между двумя вечерами в 3 часа дня, это время уходящего или завершающего дня 13 Авива и до захода солнца остается 3 часа и наступит новый день, с вечера 14 Авива.
Итак, заклание произошло точно по Писанию к 14 дню Авива, между двумя вечерами, уходящего дня к вечеру 13 Авива и наступающего другого дня вечера 14 Авива. Господа сняли с креста и положили в гроб в Гефсиманском Саду, приближался 14 Авива день Пасхи покоя (суббота). Этот день был особенным, великой субботой, в эту ночь ели Пасху обрядовую, хотя истинная Пасха – это Господь, закланный за нас (1 Кор.5:7). Великой субботой считалось, когда 14 Нисана совпадал с субботой по исчислению Вавилонского календаря.
После 14 дня Авива, Пасхи Господа, великого праздника, с вечера наступил новый день, 15 Авива, день опресноков, первый день новой недели означал также праздник. Этот день священного собрания, с первого дня все квасное должно быть убрано, так как эта неделя называлась днями опресноков.
«Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет, есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля» (Исх.12:15).
«В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу. Семь дней ешьте опресноки; в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» (Лев.23:5-9).
Сделаем пояснение. Почему не в день Пасхи, а только в первый день опресноков, необходимо нужно было убрать все квасное. Пасха символизировала искупление, а семь дней опресочных символизируют истребление греха, в подобии закваски.
Иудеи после Вавилонского плена привнесли в закон Торы, свои предпочтения и стали в дни Пасхи убирать все квасное ссылаясь на Писание.
«Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день, Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное. С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества Израилевых - пришлец ли то, или природный житель земли той. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб» (Исх.12:17-20).
Я подчеркнул важные мысли, если быть внимательным, то можно понять, что речь идет о семи днях опресочных, в которые не входит 14 Авива, речь идет о вечере уходящего дня, а не начинающего. Ибо Господь поясняет «семь дней не должно быть закваски». Если же считать семь дней, то двадцать первый день, будет восьмым днем. А мы знаем, что дни опресочные это семь дней от 15 Авива, до 21 Авива включительно.
18 стих, который я подчеркнул в греческом подстрочнике, читается так « начиная от четырнадцатого дня первого месяца с завершением вечера, будете есть опресноки до дня двадцать первого того же месяца, до вечера».
Итак, с окончанием четырнадцатого дня Пасхи, и началом первого дня опресночного до седьмого дня, а это с 15-го Авива до 21-го Авива, семь дней.
«Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет, есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля. И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам» (Исх.12:15-16).
Синодальный перевод, опять делает серьезную ошибку, в греческом подстрочнике так написано «и день первый будет назван святой, и день седьмой избранный святой будет вам».
Мы потом, более по глубже коснемся этих двух дней, которые названы святыми днями, а седьмой еще назван и избранным святым днем.
Наступило раннее утро 15 Авива, этот день первый опресночный, Господь воскрес из мертвых, как Он сам и говорил о своем воскресении. Вот почему этот день назван святым, ибо покончено с грехом, наступила время благодати, опресночного периода как семь дней для церкви.
«сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть преданному в руки человеков грешников, и быть распятому, и в третий день воскреснуть» (Лук.24:7).
Пятница или шестой день по иудейски, суббота великая, то есть Пасха и первый день опресночный, как Господь и говорил «на третий день воскресну».
Продолжение следует.